Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
История гитары
История гитары
Многие историки по-разному описывают историю происхождения
современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые
струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары,
появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.
Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермеер
Рождением гитары как современного инструмента можно считать появление
классической испанской гитары - национального испанского инструмента.
Но её появлению в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь
развития, корни которого уходят в глубь истории.
По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог
использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент.
Так, если на лук натянуть не одну тетиву, то в силу их различной длины,
силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука.
Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент,
ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары.
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе
египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное
развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в
3-2 тысячелетиях до нашей эры.
Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко
2 веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную
стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой "культовости" инструмента и
его специфической направленности.
Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов
становится общепринятым. Инструменты этого периода ещё совмещали в себе
черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными
видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара.
В 13 веке гитара была уже широко известна в Испании. Она становится
народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента
пению и сопровождения танцев. Таким образом, гитара из культовой среды
переходит в сферу бытового музицирования, о чём свидетельствуют
миниатюрные рукописи, на которых художники запечатлели придворных
менестрелей с гитарами.
На юге Пиренейского полуострова в древнем государстве Тартес
(современная Испания) сложилось два типа кифар (гитар - фонетическое
изменение): латинская (римская) и мавританская (арабская) с характерным
для каждого типа способом звукоизвлечения.
При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteado,
то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре -
приём rasgeado, то есть "бряцание" по струнам всеми пальцами правой
руки. В последствии игра щипком - punteado стала основой классической
школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения
для правой руки, игра с опорой - apoiando и без опоры - tirando на
струну после щипка.
В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля
исполнения flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных
приспособлений отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская
гитара не находит широкого распространения среди деревенских
музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору
Альфонса X. Латинская же - нашла своих "поклонников" в лице
менестрелей.
Барочные инструменты: харди-гарди, виола, лютня, барочная скрипка и барочная гитара
На рубеже XV - XV1 веков, к моменту проникновения в другие европейские
страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей
лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара
приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного
использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным
музыкальным инструментом с широкими возможностями.
Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент
грушевидной формы с 6 - 14 струнами (более правильное название -
цистра).
Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной
американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны;
играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она
обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но
не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту
звука.
В России на рубеже 19 - 20 веков большую популярность получила
семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на
шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична,
однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных
полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге
универсальность испанской гитары стала неоспоримой.
Вернёмся к классической гитаре, которая пережила свой первый расцвет в
период с конца 18 века до середины 19 века. Ряд блестящих виртуозов и
композиторов связали свою жизнь с этим инструментом.
Среди них - известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М.
Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в
руках хорошего исполнителя стала звучать как "маленький оркестр".
Многие композиторы того времени (Монтеверди, Россини, Доницетти, Верди,
Массне) использовали гитару в своих операх, а Вебер, Берлиоз, Гуно и
другие сами играли на гитаре.
Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для
гитары ряд произведений. Русские композиторы Глинка и Чайковский любили
игру на гитаре, а такие писатели и поэты, как Державин, Пушкин,
Лермонтов, Л. Толстой, Гёте, Байрон, Шелли, Бодлер посвятили ей не одну
страницу в своих произведениях.
С появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства
была передана более молодому инструменту. И только в начале XX века с
появлением таких виртуозов, как Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и
других, наступил перелом - их творчество стало эталоном, высшей
ступенью развития классической гитары.
Техника игры этих музыкантов позволяла исполнять очень сложные
произведения в больших концертных залах. С этого периода гитара обрела
статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест
среди других классических инструментов.
Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые
возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры
позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары.
Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты
получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к
желаемому результату.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: strannik (09.09.2009)
|
Просмотров: 709
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|