Артуров круг
Британские историки провозгласили Честер Камелотом
Круглый стол был сооружен Мерлином как знак истинной
круглости мира, и людям так и надлежит понимать значение Круглого стола.
Ибо весь мир, и языческий, и христианский, стремится к Круглому столу, и
когда человека избирают в братство рыцарей Круглого стола, он почитает
это для себя высшей милостью и вестью, нежели получи он полмира в
собственное свое владение. Томас Мэлори, "Смерть Артура"
Наверное, любой человек, которому доводилось бессонной ночью дочитать
хотя бы до середины список кораблей у Гомера, задавался вопросом: а было
ли это все на самом деле? Или десятилетняя осада Трои, ссора Ахиллеса с
Агамемноном, гибель Патрокла, гибель Гектора - не более чем плод
чьего-то воображения? Действительно ли горемычный Одиссей, чьей
хитростью была повержена неприступная Троя, десять лет скитался по
крошечному клочку Мирового океана от Сицилии до Крита? Или это просто
компиляция страшилок и побасенок, которые столетиями пересказывали друг
другу люди, собираясь вечерами вокруг костра? Есть ли какие-то
исторические основания у предания о странствиях Энея, любви Дидоны,
сошествии героя в Подземное царство? Или это просто подражание Гомеру,
попытка создать римский эпос по образцу греческого?
Как злобный, коварный, кровожадный варвар Аттила, "бич земли",
превратился в Этцеля "Песни о Нибелунгах" - образцового короля и рыцаря?
Как Один - суровый верховный бог древних скандинавов, забирающий в свою
обитель Вальгаллу самых доблестных воинов, павших на поле брани, и
неустанно готовящийся к страшной Последней битве с предрешенным исходом,
- превратился в "Круге Земном" (произведении, кстати сказать,
христианского писателя XIII века Снорри Стурлусона) в царя Трои? И
кстати, уж не Колизей ли с его гигантскими арками послужил прототипом
Вальгаллы - дома воинов с тысячами дверей? Существовал ли на самом деле
король Артур, гроза саксов, двенадцать раз побеждавший их в битвах? Где
находилась его твердыня Камелот с Круглым столом, за которым собирались
на совет доблестные рыцари - сэр Ланселот Озерный, сэр Гавейн
Оркнейский, неутомимый искатель Святого Грааля сэр Парцифаль и другие?
Законы рассказывания историй загадочны. Истории могут быть чистым
вымыслом, а могут - рассказами о действительных событиях, обросшими со
временем множеством подробностей, и далеко не всегда удается определить,
что когда "наросло", что составляет "ядро" предания, а что было
добавлено позже. Неизменной остается лишь притягательность самих
историй, которые являются, наверное, древнейшим способом познания и
объяснения человеком окружающего мира. Лучшие истории, такие как
"Илиада", "Одиссея", "Энеида", "Песнь о Нибелунгах", "Круг Земной",
"Артуриана", - это метафора самой жизни, вмещающая в себя все
мировоззрение рассказчика.
И все же интересно: а кем был король Артур, если он действительно жил на
свете? От того, существовал он или нет, ровным счетом ничего не
изменится в восприятии красочных легенд о его доблести, о мудрости
волшебника Мерлина, о красоте королевы Гвиневры и о трагической любви к
ней сэра Ланселота. Место Артура и его рыцарей в мировой культуре
останется за ними, ничего не случится и со славой собирателя легенд о
них Томаса Мэлори, английского писателя XIV века. Просто любопытно:
откуда же эти легенды взялись?
Историки и филологи давно уже разобрали "Артуриану" по косточкам. Более
или менее очевидна историческая почва, на которой родился героический
король - заступник бриттов. В начале V века закончилась почти
четырехвековая история владычества в Британии римлян. Они оставили после
себя прекрасные города, в числе прочих - Деву (ныне Честер), Эборак
(ныне Йорк), Камулодун (ныне Кольчестер), Манкуний (который, конечно,
безошибочно узнает любой футбольный болельщик) и Лондиний (который
узнает вообще кто угодно). Но в V веке, в разгар Великого переселения
народов, Римская империя уже не могла удерживать свои позиции: на
Британию напирали саксы, из Германии в Галлию перебирались все новые
варварские племена. Рим решил пожертвовать Британией и отозвал оттуда
все войска, перебросив их на Рейн.
Бритты (племена кельтского происхождения), в основном обратившиеся в
христианство и привыкшие к более или менее спокойной жизни под защитой
римских легионов, оказались беззащитны перед безжалостными язычниками
саксами. Их надежды на заступничество римлян окончательно похоронил
император Гонорий своим рескриптом 410 года, в котором он отказался
вернуть войска в Британию. Бриттам пришлось воевать с саксами своими
силами.
В этой долгой, изнурительной войне и коренятся легенды о героическом
кельтском вожде Артуре. Он мог быть по происхождению кельтом или
пришельцем (может быть, даже и римлянином). По другой версии, в этом
вымышленном персонаже получил вторую жизнь некий забытый кельтский
языческий бог - защитник людей. Возможно, в этой мифологической фигуре
соединились черты и деяния нескольких кельтских вождей, более или менее
успешно боровшихся с саксами.
Британские письменные памятники VI века изобилуют описаниями этой войны,
но имя Артура впервые всплывает лишь на рубеже VIII-IX веков в
латинской "Истории бриттов" валлийского монаха Ненния. В основе его
повествования о двенадцати великих битвах Артура с саксами лежали,
по-видимому, гораздо более древние предания, следы которых находятся и в
более ранних источниках, в частности, в сочинении святого Гильды
Премудрого "О разорении и завоевании Британии". Гильда жил в VI веке, то
есть был современником саксонского завоевания. Среди прочего, он
упоминает о некоем короле бриттов (не названном по имени), который перед
битвами держал совет со своей дружиной в некоем месте, известном как
Круглый стол.
Это был, собственно говоря, не стол, а некое большое укрепленное
помещение, в котором располагалось святилище христианских мучеников.
Озарение снизошло на британского историка Кристофера Гидлоу, специалиста
по "Артуриане", после того, как соответствующее этому описанию
святилище было найдено в городе Честер, в графстве Чешир на западе
Англии.
| Раскопки в амфитеатре в Честере. Фото с сайта
chester.gov.uk |
Честер был основан II Вспомогательным легионом еще в 70-е годы I века,
на заре римского владычества в Британии, как форт в землях бриттского
племени корнубиев. Город, получивший название Дева (вероятно, от
кельтского названия реки, на которой он стоит), быстро рос. Очень скоро в
нем был построен (силами того же II легиона) амфитеатр - арена для
представлений и гладиаторских боев, зримое свидетельство римского
присутствия и благополучия. В 86 году основавший Деву II легион был
переброшен на Дунай, а его место занял ХХ Победоносный Валериев легион,
славное имя которого передалось и городу - на латыни он стал именоваться
Deva Victrix, то есть Дева Победоносная.
Дева вскоре стала самым большим и процветающим римским городом Британии.
Расположенная в отдалении от северного пограничья, которое то и дело
беспокоили каледонцы (жители нынешней Шотландии), она наслаждалась
относительным спокойствием. Во II веке городу довелось пережить не
лучшие времена, когда ХХ легион отправился на север воевать с
каледонцами и строить Адрианов вал - пограничное укрепление, в
значительной степени предопределившее исторические границы Англии.
Легионеры были не только защитниками, но и строителями, и без них город,
и в том числе знаменитый амфитеатр, приобрел запущенный вид. Но в 275
году ХХ легион вернулся в Деву, и вскоре амфитеатр был перестроен.
С конца III века сведения о ХХ Победоносном Валериевом легионе
пресекаются. Вероятно, он оставался в Деве до тех пор, пока в 407 году
узурпатор Константин III не перебросил его вместе с остальными
британскими легионами в Галлию в надежде дойти до Рима (эта попытка
закончилась для него плачевно, а вернуться в Британию римлянам было уже
не суждено).
Вполне вероятно, что некогда цветущий римский город стал в дальнейшем
одним из главных, если не самым главным центром сопротивления бриттов
саксам. Археологические исследования подтверждают, что в V-VI веках,
после ухода римлян, жизнь в Деве продолжалась, велось активное
строительство. Оно затронуло и амфитеатр. Гладиаторские бои были
запрещены в христианской Римской империи еще в 400 году. Функции
амфитеатров менялись. В Деве он превратился сначала в святилище, а
затем, уже после ухода римлян, еще и в крепость.
Все это соответствует описанию Гильды Премудрого: огромное укрепленное
строение, где может собраться больше тысячи человек, в центре - круг, в
котором могут рассесться вождь и его приближенные, и святилище, где
можно помолиться, отправляясь на битву.
Версия, что честерский амфитеатр и есть легендарный Круглый стол, а
Честер, стало быть, и есть Камелот, выглядит вполне стройной. Это,
конечно, совсем не обязательно означает, что там правил король по имени
Артур, сначала вынувший Меч-из-Камня, а потом, сломав его в бою,
получивший вместо него от Владычицы озера чудесный меч Экскалибур. Уж
тем более это не имеет никакого отношения к легенде об измене Артуру его
жены Гвиневры со своим спасителем Ланселотом, о предательстве
племянника Артура Мордреда, о том, как они убили друг друга в страшной
битве, и о том, что Артур спит под горой на острове Авалон, но в должный
час пробудится ради того, чтобы снова спасти Британию.
Все эти многочисленные предания, каждое из которых имеет свои параллели в
мифологии других народов, веками смешивались с преданиями о короле -
защитнике бриттов. Расплетать этот клубок сюжетов безумно увлекательно.
И, право же, совсем не так важно, действительно ли жили когда-либо на
свете Одиссей, Один или Артур. Если и жили, то вряд ли живые они были
хоть вполовину так притягательны, как отвлеченные образы неприкаянного
скитальца, хранящего в сердце родную Итаку и любимых Пенелопу с
Телемахом; мрачного одноглазого владыки мира, сидящего под повешенным; и
доблестного предводителя рыцарей Круглого стола.
Артем Ефимов
|